Об устройстве автоматов тяги

В зависимости от типа самолета, числа двигателей, принятой схемы управления и резервирования и некоторых других факторов автоматы тяги довольно значительно различаются по своему устройству.

В качестве датчика сигнала А, У применяется либо централь скорости и высоты, либо специальное автономное устройство. Обыч­но скорость У3, которую необходимо стабилизировать, задается вручную. Это значение скорости индицируется на шкале указателя скорости с помощью подвижного индекса или на цифровом счет­чике.

Подпись: Рис. 3.100. Задатчик скорости с цифровым указателем Часто автономное устройство для івьідачи сигнала А, У представ­ляет собой совмещенный прибор-указатель скорости со следящей системой, ручным задатчиком и индексом заданной скорости. В тех случаях, когда для формирования сигнала отклонения от задан­ной скорости используется корректор скорости, задат­чик скорости с цифровым указателем выполняется в виде отдельного блока (рис. 3.100). В дублированных ав­томатах тяги задатчик ско­рости делается общим для обоих каналов. Скорость У.< задается рукояткой 1 сразу в оба канала и индицирует­ся на общем цифровом счет­чике 2. Другие элементы та­кого задатчика дублируют­ся. В представленном на рис. 3.100 задатчике автома­та тяги фирмы Смит, кроме цифрового указателя, на лицевой стороне прибора имеются два окошечка с бленкерами 3 и 4. При нс-

пользовании задатчика в г’ двухканальном варианте они 1 сигнализируют о включении. муфт. В одноканальном ав — v томате тяги один бленкер сигнализирует о включении муфты, а другой — о вклю­чении автомата тяги.

З45

Подпись: ■ Усилитель I Усилитель - Усилитель - Усилитель Подпись:Подпись: СигналПодпись:Подпись: СерШриМПодпись:Подпись: 6ц СербопдиЫу* Подпись:Подпись: о ^ СЗПодпись: Рис. 3,101. Блок-схема автомата тяги с че- тырьмя сервоприводами Сигналы А, V, как и сиг­налы с других датчиков, по­даются в вычислительное устройство, формирующее управляющие сигналы. Оно, как правило, содержит в своем составе ограничитель скорости отклонения РУД.

Часто вычислительное устройство объединяют с усилителем сер­вопривода (усилителем мощности) в единый блок, называемый вычислителем-усилителем.

Наиболее сложным элементом автомата тяги является его ис­полнительный механизм. Он состоит из сервопривода (обычно, дви­гателя-генератора), редукторов, ограничивающих и отключающих муфт и концевых выключателей. В большинстве случаев автомат тяги управляет одновременно несколькими двигателями. Для пере­мещения нескольких РУД одним сервоприводом в исполнительном механизме имеется распределительное, или раздающее, устройство. РУД подключаются к сервоприводу через ограничивающие муфты. Приложив соответствующее усилие к РУД, летчик может «переси­лить» автомат тяги и установить сектор в любое положение. Этим можно воспользоваться для корректировки и синхронизации режи­ма работы двигателя. Электромагнитные муфты служат для отклю­чения автомата тяги как по отдельности от каждого двигателя, так и от всех одновременно.

Рабочий диапазон отклонения РУД автоматом тяги ограничи­вается с помощью концевых выключателей.

У автоматов тяги, использующих один исполнительный меха — I; низм, для управления несколькими двигателями, сервопривод ав — х томата оказывается удаленным от двигателей. Это обстоятельство накладывает довольно жесткие требования к величине люфтов в I проводке управления, поскольку эти люфты могут привести к ухуд — Цшению динамики управления двигателями и появлению ошибок в ^выдерживании заданной скорости. С этой точки зрения выгоднее ^управлять каждым двигателем с помощью отдельных сервоприво­дов, расположенных в непосредственной близости от него. Датчи­ки сигналов и вычислительное устройство автомата тяги могут при ;Этом быть общими для всех сервоприводов (рис. 3.101). Однако р’такой автомат тяги более сложен, чем автомат с одним исполни­тельным механизмом.

Об устройстве автоматов тяги

Зис. 3.102. Блок-схема исполнительного механизма со сдвоенным сервоприводом

При разработке автоматов тяги большое внимание уделяют воп­росу обеспечения безопасности полета в случае возникновения не — ясправностей в них. Для этого, кроме муфт и концевых выключа­телей, исполнительных механизмов, предусматривают блоки конт- эоля вычислительных устройств и сервоприводов и некоторые другие специальные средства.

В последнее время широкое распространение получили дубли­рованные автоматы тяги со сдвоенными сервоприводами (рис. 3.102). Каждый из двигателей-генераторов исполнительного меха­низма подключен к отдельному вычислителю-усилителю. Один из них с помощью электромагнитной муфты связан с РУД, другой на­ходится в резерве. Благодаря электромагнитным и фрикционным муфтам имеется возможность отключить любой из РУД от серво­привода или «пересилить» его.