Об устройстве автоматов тяги
В зависимости от типа самолета, числа двигателей, принятой схемы управления и резервирования и некоторых других факторов автоматы тяги довольно значительно различаются по своему устройству.
В качестве датчика сигнала А, У применяется либо централь скорости и высоты, либо специальное автономное устройство. Обычно скорость У3, которую необходимо стабилизировать, задается вручную. Это значение скорости индицируется на шкале указателя скорости с помощью подвижного индекса или на цифровом счетчике.
Часто автономное устройство для івьідачи сигнала А, У представляет собой совмещенный прибор-указатель скорости со следящей системой, ручным задатчиком и индексом заданной скорости. В тех случаях, когда для формирования сигнала отклонения от заданной скорости используется корректор скорости, задатчик скорости с цифровым указателем выполняется в виде отдельного блока (рис. 3.100). В дублированных автоматах тяги задатчик скорости делается общим для обоих каналов. Скорость У.< задается рукояткой 1 сразу в оба канала и индицируется на общем цифровом счетчике 2. Другие элементы такого задатчика дублируются. В представленном на рис. 3.100 задатчике автомата тяги фирмы Смит, кроме цифрового указателя, на лицевой стороне прибора имеются два окошечка с бленкерами 3 и 4. При нс-
пользовании задатчика в г’ двухканальном варианте они 1 сигнализируют о включении. муфт. В одноканальном ав — v томате тяги один бленкер сигнализирует о включении муфты, а другой — о включении автомата тяги.
З45 |
Сигналы А, V, как и сигналы с других датчиков, подаются в вычислительное устройство, формирующее управляющие сигналы. Оно, как правило, содержит в своем составе ограничитель скорости отклонения РУД.
Часто вычислительное устройство объединяют с усилителем сервопривода (усилителем мощности) в единый блок, называемый вычислителем-усилителем.
Наиболее сложным элементом автомата тяги является его исполнительный механизм. Он состоит из сервопривода (обычно, двигателя-генератора), редукторов, ограничивающих и отключающих муфт и концевых выключателей. В большинстве случаев автомат тяги управляет одновременно несколькими двигателями. Для перемещения нескольких РУД одним сервоприводом в исполнительном механизме имеется распределительное, или раздающее, устройство. РУД подключаются к сервоприводу через ограничивающие муфты. Приложив соответствующее усилие к РУД, летчик может «пересилить» автомат тяги и установить сектор в любое положение. Этим можно воспользоваться для корректировки и синхронизации режима работы двигателя. Электромагнитные муфты служат для отключения автомата тяги как по отдельности от каждого двигателя, так и от всех одновременно.
Рабочий диапазон отклонения РУД автоматом тяги ограничивается с помощью концевых выключателей.
У автоматов тяги, использующих один исполнительный меха — I; низм, для управления несколькими двигателями, сервопривод ав — х томата оказывается удаленным от двигателей. Это обстоятельство накладывает довольно жесткие требования к величине люфтов в I проводке управления, поскольку эти люфты могут привести к ухуд — Цшению динамики управления двигателями и появлению ошибок в ^выдерживании заданной скорости. С этой точки зрения выгоднее ^управлять каждым двигателем с помощью отдельных сервоприводов, расположенных в непосредственной близости от него. Датчики сигналов и вычислительное устройство автомата тяги могут при ;Этом быть общими для всех сервоприводов (рис. 3.101). Однако р’такой автомат тяги более сложен, чем автомат с одним исполнительным механизмом.
Зис. 3.102. Блок-схема исполнительного механизма со сдвоенным сервоприводом |
При разработке автоматов тяги большое внимание уделяют вопросу обеспечения безопасности полета в случае возникновения не — ясправностей в них. Для этого, кроме муфт и концевых выключателей, исполнительных механизмов, предусматривают блоки конт- эоля вычислительных устройств и сервоприводов и некоторые другие специальные средства.
В последнее время широкое распространение получили дублированные автоматы тяги со сдвоенными сервоприводами (рис. 3.102). Каждый из двигателей-генераторов исполнительного механизма подключен к отдельному вычислителю-усилителю. Один из них с помощью электромагнитной муфты связан с РУД, другой находится в резерве. Благодаря электромагнитным и фрикционным муфтам имеется возможность отключить любой из РУД от сервопривода или «пересилить» его.